Роль игр в жизни ребёнка

Некоторые родители не любят играть со своими детьми, считая это изнурительным занятием. Но иногда нужно забыть о своих делах и уделить 10 минут, чтобы поиграть с ребенком. Если вы будете делать это систематически, ребенок получит возможность учиться взаимодействовать с другими людьми, а вы будете чувствовать прилив энергии, чувствуя себя более счастливыми родителями.

Детям нужны игры. Каждый день ребенок вынужден справляться сложным чувством: страха (ему кажется, что под кроватью живет монстр), ревности (ему кажется, что вы любите младшего брата больше, чем его), стыда (в детском саду все дети смеялись над ним), панике (он боится, что не успеет сделать что-то к тому времени когда ему нужно будет принимать ванну), злости (в детском саду сверстник прошел без очереди впереди него), разочарованию (родители не всегда хотят того же, чего и он). Обычные ситуации провоцируют у детей разные чувства, и они выражают их через игру. Смех уменьшает уровень гормонов стресса в организме и повышает уровень гормонов счастья.

Разумеется, родители могут быть утомлены в конце рабочего дня и отдавать предпочтение отдыху, а не игре с детьми. Но не обязательно играть долго – достаточно уделить этому несколько минут.
Вы можете не поверить, но, по утверждениям многих родителей, игры с детьми придают им энергии. Мы чувствуем усталость из-за напряжения и раздражения, накопленного в течение дня. Игра с детьми снижает уровень гормонов стресса в организме, и поэтому у нас появляется больше энергии.

Рассмотрим рекомендации о применении игр с ребенком в различных ситуациях:
• Когда ребенок капризничает
«Ты снова хочешь обняться? Сделаем это». Крепко обнимайте ребенка так долго, сколько сможете. Не ослабляйте объятия, пока ребенок вас сам об этом не попросит. Скажите ему: «Я тебя люблю и не отпущу». Затем улыбнитесь ребенку и скажите: «Спасибо. Мне это было нужно».

• Больше интенсивный способ, когда у ребенка появились младший брат или сестра или вы хотите призвать ребенка к дисциплине
Дайте понять ребенку, что вы его любите. Преследуйте его, обнимайте и целуйте. Затем отпустите и повторяйте эти действия снова и снова: «Ты мне нужен. Я хочу тебя обнять, не уходи». Эта игра развеет у ребенка все сомнения по поводу того, что родители его недостаточно любят (к таким сомнениям склонны многие дети, у которых есть младшие братья или сестры, а также дети, которые плохо себя ведут).

• Версия с участием обоих родителей
Устройте с мужем шуточный бой за то, кто первым займет ребенка: «Я хочу его обнять». – «Нет, сначала я». – «Нет, я первый. Я сильнее хочу его обнять». – «Нет, я сильнее».

• Когда ребенок сердитый
«Мне кажется, у тебя плохое настроение. Есть идея. Ты можешь говорить «нет», сколько захочешь. Я буду говорить «да», а ты будешь таким же тоном голоса говорить «нет». Когда я скажу “да” сердитым голосом, говори «нет» тоже сердитым голосом, если я пропищу «да» – сделай так же».

• Когда ребенок очень возбужден
Найдите безопасное место, где нет других людей, и позвольте ребенку побегать или покружить. Когда он устанет, обнимите его и скажите: «Это весело, но иногда тебе нужно немного помочь, чтобы ты успокоился. Сделай несколько глубоких вдохов. Один, два, три … Молодец! Ты чувствуешь себя спокойнее? Обнимемся, а потом почитаем книгу».

• Когда ребенок отказывается вам подчиняться
Дайте ребенку шанс почувствовать силу и перехитрить «страшное чудовище» – вас. Надвигайтесь на ребенка и говорите ему страшным голосом: «Сейчас я тебя поймаю и покажу тебе, кто главный в доме!». Но, преследуя ребенка, всегда давайте ему шанс выкрутиться и уйти от преследования. Оставайтесь на некоторой дистанции от него, делая вид, что он может заставить вас остановиться. Также можно дать ребенку «волшебные» перо или подушку, с помощью которых он может заставить вас остановиться. С каждым взмахом пера падайте на пол – это заставит ребенка смеяться. Дайте ребенку почувствовать свою силу: «Ты такой сильный! Я чуть не упала, когда ты меня толкнул».

• Когда ребенок взволнован тем, что вы уходите
Сыграйте роль чудаковатого человека, сделайте это преувеличено. Вцепитесь в ребенка и скажите: «Я знаю, что ты хочешь идти играть. Ты хочешь, чтобы я тебя отпустила, но я не могу. Я хочу, чтобы ты остался со мной. Пожалуйста, останься». И далее держитесь за руку или одежду ребенка. Ему понравится ощущение, что именно он решает, уйти или остаться. Если вы будете иметь при этом достаточно нелепо, он засмеется, и это устранит напряжение. Когда ребенок оттолкнет вас, скажите ему: «Все нормально. Я знаю, что ты вернешься. Мы всегда возвращаемся друг к другу».

• Когда дети дерутся
Когда страсти улягутся, спросите у детей: «Почему вы прекратили драться? Сражайтесь дальше». Когда они продолжат, войдите в роль телевизионного комментатора: «Сегодня на нашем ринге две сестры, которые не могут найти общий язык. Интересно, найдут ли общий язык они? Оставайтесь с нами, чтобы увидеть, что будет происходить дальше. Обратите внимание на то, что старшая сестра пытается командовать, а младшая сестра провоцирует ее. Обе девочки хотят взять один и тот же кусок колбасы. Смогут ли они это сделать? Они достаточно умны, чтобы понять, что в холодильнике есть еще колбаса. Оставайтесь с нами». Дети засмеются, и напряжение между ними спадет.

• Когда ребенок в плохом настроении
Ежедневно уделяйте минимум 15 минут тактильным контактам. Прикасайтесь к ребенку. Не ограничивайте для себя это время – поцелуйте его в нос, погладьте волосы.

• Когда ребенок капризничает
Капризное поведение ребенка – это проявление бессилия. Когда он играет роль «большого ребенка», а вы не хотите слушать эти прихоти, его чувство бессилия становится еще сильнее. Не стоит поощрять такое поведение и потакать ему.

• Если ребенок не может заснуть ночью
Скажите «спокойной ночи» каждой части тела ребенка, нежно прикасаясь к ним и делая легкий массаж: «Спокойной ночи, правая рука, спокойной ночи, левая рука, спокойной ночи, правое плечо, спокойной ночи, левое плечо …».
Не торопитесь, дайте ребенку время полностью расслабиться. Чем больше вы расслабитесь сами и будете удерживать связь с ребенком, тем лучше вы поможете ему почувствовать свое тело.

• Когда ребенок что-то украл
Помогите ребенку посмеяться над ситуацией: возьмите мягкую игрушку и разыграйте сценку, в которой персонаж ворует вещи по всей комнате. В то же время другой персонаж ищет украденные вещи: «Я не могу найти посуду! Где она?».
Так или иначе, вам нужно поговорить с ребенком, спросить о причинах такого поступка, объяснить необходимость вернуть украденные вещи. Скажите, что в дальнейшем он сможет попросить у вас, если захочет что-нибудь. Однако сначала вы должны разыграть сценку – это поможет вам обоим избавиться от чувства стыда и беспокойства, а ребенку – исправиться.

• Когда ребенок переживает трудности (например, первые дни в школе или болезнь)
Разыграйте сценку: одна мягкая игрушка играет роль ребенка, а другая – мамы. Детям более комфортно воспринимать сценки с игрушками, но некоторые предпочитают сами принимать в них участие. В таком случае вы можете сказать ребенку: «Представим, что мы играем в песочнице. Я хочу поиграть твоей машинкой, а ты мне не даешь».

Проигрывание ситуаций, которые вызывают у ребенка стресс, помогает ему лучше контролировать свои эмоции, почувствовать силы справиться с ситуациями, в которых он чувствует себя бессильным.Если такие игры вызывают у ребенка смех, это помогает ему справиться с беспокойством, улучшить самочувствие. Возможно, он захочет играть в эти игры снова и снова. Они ослабляют стресс, помогают унять эмоции. В конце концов, эти игры приносят ребенку много веселья.


Поділитися у соц.мережах: Twitter Facebook Google+