Как приучить ребенка к самостоятельности

Попытайтесь как можно меньше запрещать ребенку. Тяга к самостоятельности заложена в каждом человеке генетически. Родители, ограничивая ее бесконечными «нельзя» сами же притупляют желание действовать самостоятельно. Сначала мама не разрешает лезть на горку или качели «Нельзя, не лезь, упадешь», а потом удивляется почему он не может поиграть на площадке сам?! Но все мы волнуемся о наших детях. Что же делать? Пытаться предлагать способы, которые категорически не запрещают делать ребенку те или иные вещи, например, «на горку можно, но со мной пока ты не научишься», «клумбу с цветами трогать можно, но слегка, не рвать», «песок бросать можно, но так, чтобы не в кого и не попасть»…

• Разрешайте детям делать выбор: «Ты хочешь одеть сегодня синюю футболку или зеленую с котиком?». Таким образом мы демонстрируем ребенку, что уважаем его мнение и заявляем, что он сильный и может сам принимать на себя ответственность за определенные вещи (мы формируем здоровую самооценку).

• Научите ребенка просить о помощи и, когда он что-то делает или только пытается делать, никогда не влезайте (конечно если это не вредит здоровью) пока он сам вас не попросит. Так вы учите ребенка самостоятельно преодолевать трудности.

• Прежде чем что-то сделать вместо ребенка попробуйте словесно рассказать малышу как следует поступить. Например, «чтобы застегнуть молнию, одной рукой придерживайте замочек, а другой держи за низ», «чтобы лучше снять носок, надо начать с пяточки, попробуй», «чтобы открыть крышку, иногда надо сначала нажать, а затем прокрутить», «чтобы подточить карандаш надо сначала вставить его, плотно прижать и крутить, попробуй».

• Если ребенок задает Вам вопрос, попробуйте не отвечать сразу, а спросить его, как он сам думает. Обычно ребенок начинает фантазировать и в заключении сам может ответить на свой вопрос. Вы всегда успеете дать правильный ответ. Если же вы сами не знаете ответ на вопрос, не ищите его вместо ребенка, а предложите малышу искать ответ за пределами дома или семьи (обычно это для более старших детей). Например, «спроси в зоомагазине», «об этом тебе могут рассказать в магазине бытовой техники», «можно посмотреть в сети Internet».

• Бывают такие периоды, когда дети пытаются «сливаться» с родителями. (Должен подчеркнуть, что это нормальные периоды развития личности). В таких случаях дети просят делать все за них (даже те вещи, которые, казалось бы, ребенок уже давно делает сам). В такие моменты надо уметь договариваться с малышами, например, «давай ты наденешь правый кроссовок, а я тебе левый», «давай класть тебе в рот суп по очереди — одну ложку я, другую — ты», «давай вместе попробуем застегнуть молнию на куртке». Но старайтесь не делать вместо ребенка. Просто поддерживайте ее.

• В зависимости от возраста ребенка, старайтесь спрашивать мнение малыша когда решаете семейные дела. «Ты хочешь, чтобы мы поехали к бабушке сегодня вечером или завтра утром?»

• Если вас спрашивают о малыше в присутствии его самого, позвольте ребенку самому ответить. И вообще, не обсуждайте ребенка при нем, неважно, насколько он еще маленький. Когда дети слышат, как их обсуждают, они чувствуют себя предметами, собственностью своих родителей.

Хвалите ребенка за успешные проявления самостоятельности. Но не просто словом «молодец». Желательно, чтобы похвала была описательной. То есть, если ребенок самостоятельно собрал игрушки, уместно было бы сказать: «я вижу чистый ковер и сложенные в корзину игрушки, даже тот конструктор, который уже несколько дней лежит в углу. А еще как ты красиво сложил пазлы! Так, что коробка теперь закрывается! Мне очень приятно заходить сюда. Молодец!» Всегда можно найти, что описать.

• Попытайтесь вводить моменты соревнования. Например, ребенок не хочет сам складывать игрушки. Предложите «давай, кто быстрее сложит эти кубики в корзину». Можно сказать, о поощрительном призе (ни в коем случае не предлагаете дорогие вещи). Это может быть: дополнительная серия мультфильма, дополнительная конфета, банан и т.д.

• Попытайтесь постепенно уменьшать свое присутствие и контроль за вещами, которые малыш уже научился делать.

• И напоследок — доверяйте своему ребенку. Верьте в то, что он может справиться с любыми трудностями и всегда давайте ему шанс в этом еще раз убедиться.

Поделиться в соц.сетях: Twitter Facebook Google+


Комментарий

Comments are closed.