Сказкотерапия для детей

Наступил вечер, так почему бы нам не поговорить о таком актуальном направлении, как сказкотерапия для детей?
Оказывать психологическую помощь своим детям родители могут самостоятельно! Прекрасный инструмент, который может помочь в этом — это терапевтические сказки! Используя сказки и придумывание историй, можно помочь ребенку в решении разного рода проблем и преодолении трудностей взросления.

Как использовать сказку в воспитании ребенка?
Есть несколько способов работы со сказкой, среди них выделяются три основные:
— разбирать с ребенком уже существующую сказку;
— придумывать новые концовки для уже существующих сказок;
— придумать новую сказку — самому или вместе с ребенком.

Как разобрать сказку с ребенком?
Основная цель обсуждения сказок — построить связь между поведением героев, событиями, происходящими в сказке и ситуациями в реальной жизни, с которыми сталкивается ребенок. В таком случае сюжет сказки трансформируется для ребенка в личный багаж знаний и представлений, к которому он сможет обращаться при необходимости, например, попав в какую-то сложную для себя ситуацию.

• Сказка — выдумка, да в ней намек …
Обсудите с ребенком, о чем рассказывается в сказке и чему она учит. Спросите, в каких ситуациях в реальной жизни может пригодиться то, что ребенок узнал из сказки?
• Баба-Яга — Красная Шапочка
Обсудите героев сказки. Почему герой совершает тот или иной поступок? Зачем ему это нужно? Чего он хотел на самом деле?
• Огонь, вода и медные трубы
Поговорите о том, как герои сказки преодолевали трудности. Обращались они к кому-то за помощью? Возможно, когда-нибудь эти способы ваш ребенок сможет использовать в реальной жизни.
• … добрым молодцам урок!
Какие чувства вызывает эта сказка? Какие эпизоды особенно запомнились? Какие эпизоды вызвали радостные чувства? Какие грустные? Какие ситуации вызывали страх?
По этой же схеме можно обсуждать с ребенком и пересмотренные вместе художественные и мультипликационные фильмы.

Как сочинить сказку вместе с ребенком?
Придумывая вместе с ребенком сказки, вы можете прикоснуться к его внутреннему миру, узнать о том, что его беспокоит, пугает, или наоборот — вдохновляет и поддерживает. Сюжет сказки строится по определенным канонам: по сути она представляет из себя последовательность событий, объединенных каким-то сюжетом.

Начните с создания главного героя. Придумайте ему имя и образ. Можно подключить здесь и арт-терапию — нарисовать героя или вылепить его из пластилина. Узнайте у ребенка, какими качествами обладает герой, какой у него характер.

Обговорите, о чем будет ваша сказка. Как правило, у главного героя есть цель и есть препятствия на пути к ее осуществлению. Также в сказке есть герои-союзники и герои-противники. В процессе создания сюжета пробуйте проводить параллели с реальной жизнью ребенка: спрашивайте, как это связано для него с его опытом и переживаниями, в связи с чем он выбрал для героя именно такую цель и такие испытания?

Как придумать новые концовки к уже существующим сказок?
Иногда для того, чтобы помочь ребенку найти решение проблемы через сказку, не нужно составлять новую. Достаточно придумать новую концовку к одной из тех, что уже существуют. Здесь важно подобрать сказку, ключевая проблема которой будет совпадать с той, которая сейчас актуальна для ребенка. Например, если ребенок переживает из-за строгого учителя, который дает много задач или ставит низкие оценки, можно обсудить с ним сказку о Золушке.

В сказках часто на помощь главному герою приходит волшебство. Золушку, например, от мачехи защищает фея-крестная. А как могла бы справиться Золушка сама, без волшебной помощи? Была мачеха так уж несправедлива к ней, ведь Золушка сама убежала, не выполнив оставленное ей «домашнее задание»? Были ли у Золушки варианты договориться с мачехой?

Основные приемы работы со сказкой:
1. Постановка сказок с помощью кукол. Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительной. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которых обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявлять.
2. Рисование по мотивам сказки. Свободные ассоциации ребенка проявляются в рисунке. Рисунки анализируются, обсуждается поведение и мотивы действий персонажа, дети дают им оценку: хорошо-плохо.
3. Проигрывание эпизодов сказки. Воспроизведение эпизодов сказки дает возможность ребенку почувствовать некоторые эмоционально значимые ситуации и пережить определенные эмоции.
4. Придумывание сказок — это так интересно и полезно! С одной стороны, этот процесс способствует развитию воображения, с другой — позволяет ребенку сообщить окружающим о своих проблемах. Лучше не вмешиваться в то, о чем и как придумывает ребенок. Хотя на начальном этапе, чтобы показать пример, можно сочинить сказку вместе с ним. Услышанная от ребенка сказка поможет осознать его проблемы и трудности.

Так, с помощью сказкотерапии вы можете помочь ребенку изменить свое отношение к ситуации, которую он переживает как безвыходную или несправедливую. С вашей помощью он научится смотреть на проблему с разных сторон, искать варианты выхода и не чувствовать себя маленьким и беспомощным.


Поділитися у соц.мережах: Twitter Facebook Google+